Алгоритм запуска игры в DOSBox.

Что такое DOSBox ?

Как запустить игру в DOSBox.

Не смотря на то, что DOSBox можно прекрасно использовать в технических целях, таких как: изучение операционных систем, основы программирования, прикладной ассемблер и Си,  основная цель большинства из вас — запустить игру в DOSBox. Старые-добрые DOS игры привлекают своей таинственностью, смысловой наполненностью и идеальностью минимализма графики!  DOSBox  создавалась именно для решения указанной задачи. Итак, перейдём к практике:

  • Операционная система: Windows 10 x64.
  • DOSBox ver. 0.74-2 (x86).
Как запустить игру в DOSBox.
DOSBox — бесконечно вкусный апельсин!

Алгоритм запуска игры в DOSBox.

Чтобы запустить игру в DOSBox, Вам необходимо пройти следующий «Путь Война»:

  1. Смонтировать необходимые диски (mount a disk).
  2. Установить игру.
  3. Настроить память.
  4. Настроить звук.
  5. Настроить язык.
  6. Кому-то ещё сетевуху и джойстик подавай!
  7. Запустить игру (Ууууупппссс!).

Стоит отметить, что для абсолютного большинства игр DOS в DOSBox достаточно выполнения первого, второго и седьмого шага. DOSBox  практически в 99 процентах берёт на себя настройку памяти и звука, сетевая игра во времена DOS была скорее исключением, чем правилом. Вопрос установки часто ограничивался банальным копированием.

Что такое mount?

Монтирование (mount) диска — ключевое понятие в DOSBox, которое более привычно для UNIX подобных систем, в частности Linux. Выражение «Монтировать диск D» значит «прикрепить к операционной системе конкретную директорию либо цифровой носитель (CD-ROM, Floppy Disk) в качестве логического диска и присвоить ему имя в виде буквы D, то есть рассматривать его как полноценный логический диск D:\ .

При стандартном запуске DOSBox создаёт виртуальный (существующий в памяти, но не на жёстком диске) диск с именем Z:\ и копирует на него ряд файлов, необходимых для функционирования системы MS-DOS. Чтобы просмотреть эти файлы достаточно набрать команду DOS Z:\>DIR.

Сейчас абсолютное большинство DOS игр можно найти в Интернете в NO-CD версии либо взломанном виде. Запуск таких игр не требует обязательного присутствия железных составляющих в виде «сидюка» либо «флоппика». Но если у Вас оригинальный лицензионный диск и вы хотите запустить оригинальную версию игрухи, запуск которой требует присутствия CD диска или флоппика в дисководе (защита от копирования)? Рассмотрим оба варианта, а также определимся с необходимыми командами, которые нужно внести в файл конфигурации DOSBox dosbox.conf .

Монтируем диск при запуске RIP версии игры (без оригинального диска).

Чтобы запустить игру в DOSBox, нам необходимо разархивировать саму игру в конкретную директорию, монтировать указанную директорию под именем диска (например, диска F:\) и запустить игру. Удобнее всего создать одну директорию, в которой создавать другие директории с названиями игр, куда устанавливать (копировать) игрухи. Например:

  1.  Создаём директорию GAMES средствами Windows в удобном для вас месте (желательно, где-то рядом с установленным DOSBox).
  2. В директории создаём директории KB и DUNE2.
  3. В директорию KB копируем игруху Kings Bounty, в директорию DUNE копируем игруху Dune II.
  4. Запускаем DOSBox.
  5. Монтируем директорию GAMES в качестве диска D:\. На диске будут находиться созданные нами директории KB и DUNE с необходимыми файлами. Можно запускать игрушки стандартными средствами DOS.

Монтирование, когда  игра требует присутствия оригинального диска в дисководе.

В таком случае необходимо монтировать (mount) CD-ROM диск или Floppy диск. Допустим, Ваша операционка Windows 10 установлена на диск C:\. Присутствует один логический диск D:\, на котором находятся программы и информация. На компьютере установлен Floppy диск A:\ и CD\DVD-ROM E:\ .Алгоритм меняется на следующий:

  1. Создаём директорию GAMES в удобном месте  (желательно, где-то рядом с установленным DOSBox) средствами Windows на диске D:\.
  2. В директории создаём директории WARCRAFT.
  3. Монтируем директорию GAMES в качестве диска D:\. На диске будут находиться созданные нами «пустые» директории WARCRAFT.
  4. Монтируем цифровой носитель (соответствующий диск А:\ — флоппик или E:\— CD-ROM — в нашем случае) в качестве дисков с такими же именами (для удобства) A:\ и (или) E:\ (в качестве диска D:\ смонтирована директория GAMES  с пустыми поддиректорией WARCRAFT).

DOSBox даёт возможность работать с образами дисков. Поддерживаются практически все популярные форматы. Это очень удобно — не нужно реально записывать CD или Floppy, достаточно смонтировать образ (imgmount). Реальный диск монтируется командой mount.

Команды монтирования дисков  и образов дисков.

Ниже приведён отрывок файла dosbox.conf (секция [autoexec]). Отдельные строки закомментированы  (не будут исполняться). Они вам могут пригодиться для того, чтобы успешно запустить игру в DOSBox.

mount C ..\C
mount D ..\GAMES

#MOUNT REAL CD-ROM FLOPPY DISK
#mount D ..\..\D -t cdrom
#mount D ..\D -t cdrom

#MOUNT IMAGES CD-ROM FLOPPY DISK
#imgmount A ..\DISKIMG\SOMEGAME\disk1.img -t floppy
imgmount E ..\DISKIMG\WarCraft\WARCRAFT.img -t cdrom

Устанавливаем игру.
В случае RIP версии — все необходимые файлы просто копируются в директорию на смонтированном диске.

В случае оригинальной лицензионки, устанавливаем игрухи с диска A:\ и (или) E:\  в директории KB и DUNE на диске D:\, запуская инсталляцию  с CD-ROM, Floppy дисков. Можно конечно создавать любые дополнительные директории на диске D:\ средствами MS-DOS (mkdir). Процесс инсталяции может различаться, но как правило, требует запуска Install.exe .

Настраиваем память.
Память настраивается в секции [dos] файла dosbox.conf . Для абсолютного большинства игр можно оставить значения по умолчанию:

xms=true
ems=true
umb=true

Настраиваем звук.
Память настраивается в секциях [gus],  [sblaster], [midi], [mixer] файла dosbox.conf . Для абсолютного большинства игр можно оставить значения по умолчанию. При установке либо настройке игры всё должно определиться автоматически (irq=7, dma=1,hdma=5). Если что-то не получилось, устанавливаем данные настройки в игре вручную.

Русифицируем интерфейс DOSBox.
Это тема отдельной статьи, но достаточно в секции [dos] поменять строку keyboardlayout=auto на keyboardlayout=RU441.

Организуем сетевое подключение, джойстик.
Настройки портов найдёте в секциях [serial], [parallel], настройки джойстика — [joystick] .

Запускаем игру.
Здесь комментировать нечего — запускаем обычно соответствующий названию игры файл *.exe или *.com.

Если у вас нет времени, либо желания проделывать  все вышеперечисленные манипуляции самостоятельно, то можно запустить игру в DOSBox, воспользовавшись уже произведёнными нами настройками —  скачиваем готовое решение с нашего сайта (Эмуляторы->DOSBox 0.74.2 — Dune2, King’s Bounty, Warcraft I).

Добавить комментарий