3Dfx и DOSBox.

Что такое DOSBox ?

Что такое 3Dfx VooDoo и при чём здесь DOS?

В статье мы рассмотрим запуск игр DOS с реальным ускорением трёхмерной графики, что обеспечивается совместной работой  драйверов 3Dfx и DOSBox. Для начала проясним суть вопроса для тех читателей, кто не знаком с магической фразой 1994-1998 годов «видеокарта 3Dfx VooDoo». 3Dfx VooDoo — это название видеокарт от американской компании 3Dfx Interactive. Видеокарты выпускались от первой до пятой версии с модификациями типа Rush, Banshee, Velocity. Компания просуществовала не долго — с 1994 по 2002 годы, после чего была поглощена процветающей по сей день NVIDIA Corporation. Не смотря на непродолжительную жизнь, она внесла революционный вклад в развитие игровой компьютерной индустрии. 3Dfx Interactive, или сокращённо — просто 3Dfx, впервые предоставила простому пользователю персонального компьютера возможности играть в игры с реальным графическим 3D ускорением на операционных системах того времени — MS-DOS и Windows 3.11/95/98.

3dfx и DOSBox - эмулятор 3dfx Glide в эмуляторе MS-DOS.
Логотип 3dfx Interactive.

3Dfx Interactive API Glide.

Первые трёхмерные компьютерные игры (DOOM, QUAKE) использовали пиксельную графику. Изображение строилось из мелких точек-квадратиков. Возможность аппаратного ускорения трёхмерной графики среднему потребителю впервые была предоставлена видеокартами 3Dfx VooDoo. Благодаря возможностям данных видеокарт, пользователь наблюдал прекрасную трёхмерную картинку виртуального игрового мира с наложенными текстурами и сглаженными контурами объектов. Возможности железа обеспечивались драйверами и системой программного графического интерфейса Glide (API GLIDE). Glide разрабатывался на основе более известного и существующего по сей день OpenGL. В совокупностями с видеокартами VooDoo это обеспечивало возможности запуска в реальном 3D режиме игр и программ, написанных как для Windows, так и для DOS. Общее количество совместимых игр — около 30. OpenGL, а в последующем и DirectX не предусматривали таких возможностей и работали только с операционными системами, начиная с Windows 95. Убийца VooDoo — видеокарта Nvidia RIVA TNT осуществляла трёхмерный рендеринг OpenGL и DirectX только играм для  операционок Windows 95 и выше.

Эмулятция 3DFx Glide в DOS играх на платформе DOSBox.
API Glide от 3DFx VooDoo. DOS игра Screamer rally — 1997 год.

Что же делать тем пользователям, которые хотят запустить трёхмерную DOS игру в режиме 3D графике на современном компьютере, который не поддерживает древних видеокарт 3Dfx VooDoo? Ответ очевиден — воспользоваться эмуляторами Glide.

3Dfx и DOSBox.

Эмуляторов 3Dfx VooDoo для DOS (эмуляторов и оболочек Glide) существует множество: Bochs, dgVoodoo, Glidos, nGlide, Zeckensack’s Glide Wrapper и др. Нас интересует вопрос совместного использования возможностей 3Dfx и DOSBox. Мы остановимся на эмуляторе Glide, входящем в официальный комплект сборки DOSBox SVN Daum (http://ykhwong.x-y.net).

Сборки DOSBox достаточно распространены. Все они расширяют либо оптимизируют стандартные возможности DOSBox. DOSBox SVN Daum — одна из известнейших и поддерживающихся сборок. Именно с помощью данной сборки мы будем решать нашу задачу.

DOSBox SVN Daum - встроенная поддержка 3dfx glide.
Сборка DOSBox SVN Daum — встроенная поддержка 3Dfx игр DOS.

Алгоритм наших действий следующий. Мы выделим ряд DOS игр, которые поддерживают трёхмерное ускорение 3Dfx Glide. Это будут те игры, которые мы не смогли запустить на нашей древней машине на базе процессора Intel Pentium III с видеокартой VooDoo Banshee (смотри рубрику 3Dfx игры DOS). Затем мы настроим последнюю версию DOSBox SVN Daum для совместной работы эмуляторов 3Dfx и DOSBox и запустим «упрямые игры». Кого интересует практическая сторона вопроса — переходим к следующей статье: «Запускаем 3Dfx игры через DOSBoox».

Добавить комментарий